Так вот, его долго реставрировали. И когда мы были там в последний раз - ещё с Васькой - стало боязно: отреставрированные куски сияли белизной, и казалось, что эта белизна будет совершенно неуместна, что потеряется благородная темнота. Сейчас работы прекращены или закончены - не знаю. Может быть, у них в планах и есть докончить отбелку стен и колонн, когда будут деньги, а может быть, и нет. Так или иначе, ясно, что кто-то очень хорошо рассчитал, что будет при сочетании отреставрированных и старых кусков. Вышло прекрасно. Впечатление, что так и надо. Центральная часть, которую вообще не надо было смотреть раньше, где стоит дурацкая скульптурная группа 18го, кажется, века, стала попросту красива, если закрыть глаза на скульптурную группу. Витражей отреставрировано мало, это очень долгая работа, но в часть окон, где вместо погибших витражей просто стеклянная сетка, встроено теперь две-три картинки-витража; получается здорово. Снаружи, где было много стёршихся маленьких статуй, тел без голов и пр., отреставрирована часть, так что дамочки с головами соседствуют с безголовыми дамочками, и это как-то у них выходит очень естественно. То есть они и не собирались, видимо, реставрировать всё. Единственно - что этот самый вот знаменитый лабиринт на полу так и не виден, потому что на нём стоят стулья; ну так действующий же собор, ничего не поделать.
Снаружи магазинчики, и в одном продаются подробные описания, как строился собор. Я был однажды в Шартре, когда там на улице выставили все эти древние орудия - и как обтёсывать камень, и как строить леса, и как люди, идущие в колесе, приводят в действие подъёмник. Но понять, как это смогли сделать, всё равно невозможно.
Фотографии будут у Мблы, её новый аппарат куда лучше снимает в полутьме, чем раньше. Так что я просто не снимал.