Бегемот средних широт (bgmt) wrote,
Бегемот средних широт
bgmt

Categories:

интересный диалог о "чувствах В"

Поскольку диалог развивается в статье Панюшкина (верующего) и комментах Павла Гуляева (неверующего), я помещу сюда под катом его целиком.
Оба участника мне симпатичны.

Валерий Панюшкин: Покемон Навального

Оскорбление чувств — это когда к чувствам примешивается скорбь. К моим чувствам верующего скорбь примешивается довольно часто. Мои чувства часто бывают оскорблены. Только я бы отделял «оскорбление чувств верующих» от «озлобления чувств верующих», когда к религиозному чувству примешивается злоба.

Я ведь писал уже, что меня оскорбила акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Знаете как что? Как обыск в квартире Навального, когда следователи взломали детские тайники и перерыли в этих тайниках какие-то детские секретики: фантики там ценные, машинки поломанные, бакугана, покемона — перерыли. Вот и в алтаре у православных — секретик, таинство Евхаристии, и сжимается как-то в груди, когда чужие прикасаются к этой тайне. Атеисты мне говорят, что никакой тайны там нету, что попы там просто вино теплой водой разбавляют и хлеб крестят, и это все равно как если бы следователь в квартире Навального объяснял бы его детям, что в тайниках у них бессмысленные бумажки и ломаные пластмасски, а не ценные фантики и любимый бакуган. Еще обиднее. Чувства оскорбляются, то есть смешиваются со скорбью. Как объяснить? Никак не объяснишь.

Впрочем, еще больше оскорбил мои религиозные чувства Аркадий Мамонтов, много раз показавший акцию Pussy Riot по центральному телевидению. Это все равно как если бы жена Навального сняла обыск в своей квартире на видео и раз за разом показывала бы своим детям, как следователи курочат их тайники, и объясняла бы детям, какие эти следователи мерзавцы.

Второй раз мои религиозные чувства Мамонтов оскорбил, произнеся слова «гонения на церковь». Я-то думал, что мы чтим память новомучеников, погибших за веру, а оказывается нет — гибель тысяч священников приравниваем к трехминутной девчачьей выходке в храме. Как объяснишь? Никак не объяснить этому долдону. Оттого и скорбь.

Как объяснить, что куда больше, чем Pussy Riot, мои религиозные чувства оскорбляют православный активист Босых, который от имени Бога бьет женщину, и православный активист Энтео, который от имени Бога срывает с человека майку? Потому что я же читал: «Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: “Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями…” Но Иисус… сказал им: “Кто из вас без греха, первый брось на нее камень”… Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди». (Иоанн 8: 3–11)

Я думаю, окажись там рядом со Спасителем Босых и Энтео, немедленно схватили бы по камню и бросили бы в блудницу, загубив один из самых духоподъемных эпизодов Евангелия.

Так я думаю. Так я чувствую, вернее. Но не успевает стихнуть скорбь моя по поводу православных активистов, как атеистический наш Босых — Артемий Лебедев посылает Бога на х… А компания атеистических Энтео публикует в блогах проект закона о защите чувств атеистов. И чувства мои опять оскорбляются. Разве объяснишь Лебедеву, что, наткнувшись на его запись в блоге, я чувствую себя так, как если бы какой-то блогер послал на х… моего отца? Хотя отец не читает блогов, не увидит этой записи и не обидится.

Как объяснить юристам-атеистам, что закон о защите чувств атеистов не стоит выдумывать даже в шутку? Дело ведь вовсе не в том, чтобы прищучить верующих так же, как новым законом о защите чувств верующих прищучены атеисты. Дело не в том, чтоб и верующим стало так же плохо, как стало теперь атеистам. Дело в том, чтобы и атеистам, и верующим было хорошо.

Я пытаюсь высказывать разным людям эти свои чувства верующего, а мне отвечают: «О чем ты вообще говоришь? Бога нет! Как может человек в двадцать первом веке верить в то, что Земля создана семь тысяч лет назад и что женщина создана из ребра мужчины?»

Тут уж я совсем оскорбляюсь. То есть очень много скорби примешивается к моему религиозному чувству. Это ж с самого начала надо все объяснять! Это ж никак не объяснишь. Вы что же, совсем не умеете понимать текст ни поэтически, ни метафорически, ни символически? Это что же, когда вы у Гомера читаете: «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос», вы представляете себе бабу с красными пальцами?

Никак не объяснишь. Но в суд за оскорбление своих религиозных чувств я подавать не буду ни на Лебедева, ни на Энтео, ни на кого. Сам по себе суд оскорбил бы мои религиозные чувства, и вы знаете, что я мог бы привести тут десяток приличествующих цитат из Писания и Предания.

Но и чувств я не переменю. Разубеждать меня бесполезно. Это же чувства. Я могу контролировать свои реакции, слова и поступки, но чувств контролировать не могу.

Я не очень надеюсь, что кто-нибудь мои чувства поймет. Это очень трудно — понять чувства другого человека. Но я очень надеюсь, что кто-нибудь когда-нибудь мои чувства верующего — пощадит.



====

Павел Гуляев

Удивительное совпадение... Последние события в нашей стране заставили меня попытаться осмыслить, почему вообще возникло такое понятие как "чувства верующих" и почему вопрос об их защите был актуален всегда, пока были верующие. Почему именно по отношению к ним необходимо говорить об особом отношении и осторожности? И пришел я к выводу, что верующие - они, как дети или как ослабленные болезнью. Вера не дала им силы духа или уверенности в себе или в завтрашнем дне. Они пришли к вере по причине своей ослабленности и чувственного ощущения своей ничтожности что ли. И вера не сделала их другими. Им вера помогает оставаться такими, какие они есть, никто не призывает их становиться сильнее духом или крепким к тому, что воспринимается агрессивным или обидным. Их приняли такими, какие они есть в своей неуверенности и сказали: "Будь, как ребенок, а мы и Бог о тебе позаботимся".

И вот я читаю вдумчивые слова верующего человека о всех рефлексируемых им переживаниях. И вижу, что выбирается для сравнения именно переживания не крепкого в духе ребенка, основанные не на понимании окружающего мира, а на чувственном его восприятии, на детской привязаннсти к "секретикам" и фантикам. Я вижу человека, для которого "деревья так и остались большими". И я понимаю, что да, к чувствам верующих надо быть внимательнее, чем к любым иным чувствам не верующих людей. Точно так же, как мы пытаемся оградить ребенка от преждевременных знаний о мире, оберегая его детство в его чувственном восприятии, мы должны оберегать верующего. Он раним и беззащитен в своей вере. Будьте к нему хотя бы снисходительны, если не можете быть сострадательны. Придет время, и он повзрослеет - его не надо торопить. Если он не готов, то любые попытки открыть для него мир и его место в этом мире лишь заставят его страдать.

Валерий Панюшкин
Как говаривал Шерлок Шолмс: "Вы сделали совершенно правильные выводы, Ватсон. Но вы ошиблись знаком. Поставили минус там, где надо было поставить плюс. Я действительно связан с преступным миром. Я сыщик".

Всерьез верующие люди сознательно выбирают быть детьми. У детства есть серьезные преимущества, в том числе мировоззренческие. Но есть и серьезные побочные эффекты, например, уязвимость.

Павел Гуляев
Всерьез верующие люди сознательно выбирают быть детьми.

Да. Я именно об этом и говорил. Но сознательность ребенка - это чувственная сознательность и именно ребенка. Я, когда был ребенком, так же видел преимущества такого типа сознания и стремился в себе это сохранить. Мне все это понятно и памятно. Тут нет ни знака плюс, ни знака минус. Ребенок не виноват, что он ребенок. Виноваты мы, когда видим в ребенке взрослого, которого в нем нет.

Валерий Панюшкин
Верующий как раз виноват в том, что он ребенок. Верующий нарочно становится ребенком, чтобы обрести (или сохранить) способность оживлять плюшевых мишек, радоваться повседневному, надеяться на невозможное и чувствовать себя бессмертным.

За это приходится платить уязвимостью.

И последний ответ Павла Гуляева, в стиле, мне кажется, "Да врут они все, вовсе она у тебя не квадратная" - bgmt. Мне нравится.

Павел Гуляев
Верующий как раз виноват в том, что он ребенок. Верующий нарочно становится ребенком
Ну какая в том его вина лишь потому, что нарочно. Я в детстве случайно сломал кактус, который мама выращивала на подоконнике. И чтобы сохранить ситуацию такой, какой она была до этого происшествия, чтобы не огорчать маму и избежать порицания за неосторожность с ее стороны, я навтыкал иголок в нижнюю часть и с их помощью соединил обе части толстенького упругого кактуса да так, что было совсем незаметно - никаких следов изменений, все, как всегда. И сделал я это нарочно, а не случайно в отличии от того, что сломал кактус. Неужели Вы думаете, что после того, как кактус все-таки засох и мои детские действия стали очевидными, моя мама стала меня ругать за осознанные действия? Откуда было у ребенка взяться осознанности, чтобы обвинять его в ее отсутствии? Мама это понимала, а потому и не винила за такие именно "нарочные", но все-таки не осознанные действия.
Subscribe

  • о ботинках, лыжах, эпоксидке и катализе

    С грустью смотря на стёршиеся пятки полу-горных ботинок, ремонт которых в мастерской практически невозможен (либо слишком дорог, либо они просто не…

  • (no subject)

    Почему каждый раз, когда я вижу в верхней строке "cutid", я его в уме читаю как "cute id"?

  • реклама чужой находки

    via ksl_aka_serg Набираем в Ворде следующую фразу: «Хочу избежать службу в армии». Проверяем правописание. Смотрим предложенный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • о ботинках, лыжах, эпоксидке и катализе

    С грустью смотря на стёршиеся пятки полу-горных ботинок, ремонт которых в мастерской практически невозможен (либо слишком дорог, либо они просто не…

  • (no subject)

    Почему каждый раз, когда я вижу в верхней строке "cutid", я его в уме читаю как "cute id"?

  • реклама чужой находки

    via ksl_aka_serg Набираем в Ворде следующую фразу: «Хочу избежать службу в армии». Проверяем правописание. Смотрим предложенный…