Однако интересно, что будучи воспитаны, эти качества иногда - пусть даже изредка - пригождаются для того, чтобы спасти конкретного человека, ребёнка, дойти до полюса не только ради рекорда, а и ради науки, испробовать на себе вакцину, которая потом поможет миллионам.
Время, когда в моде безопасность, конформизм, практическая применимость, удобства, - это время, в которое мы живём. Это тоже гнусное время. И у него есть хорошие стороны: ну да, лучше, когда безопаснее (правда, вовсе не факт, что во второе время становится безопаснее, чем в первое), и жить с горячей водой лучше, чем без. Воспитывается ли случайно что-нибудь хорошее? Да, конечно. Оказывается, на практике, что легко живущие люди вовсе не начинают все гнаться за всё большей обеспеченностью, как предсказывали философы 50х-70х, а в немалом количестве усыновляют детей из детских домов, жертвуют на школы в бедных странах и вообще мягчеют душой. Но всё же жить несколько душновато, и происходит некое культурное одичание.
Жить ни в то, ни в другое время не особенно приятно.
Пожалуй, лучше всего жить во время начального развенчания героизма. Он тогда ещё сохраняется как качество, но уже не употребляется на потребу режимам и диктаторам. Мне очень жаль, что я приехал на Запад уже позже.
До нового такого периода я не доживу. Каков период начального развенчания безопастностности и прагматизма? Не знаю. До него я, скорее всего, доживу; понравится ли он мне? Чёрт его знает.