Бегемот средних широт (bgmt) wrote,
Бегемот средних широт
bgmt

текст Буртина

Текст, который я считаю почти что мудрым. Спасибо aguti за наводку, я как-то пропустил.

Я не ожидаю, что со мной (т.е., значит, с Буртиным) многие согласятся за пределами очень узкого круга, и я заранее предупреждаю, что отвечать на комменты здесь не буду, простите, это не высокомерие, а длительный опыт пустых разговоров. Мне совершенно не нужен пустой спор, а он, если будет, будет пустой. А кто согласен, тот и так согласен, выражать согласие - тоже дело пустое.

UPDATE. Видимо, надо уточнить и определить тему того, что я не стану обсуждать (тут нет противоречия). Мне интересна в тексте Буртина не точка зрения, что Кавказ и особенно Чечня - колонии России, и не что чеченские войны были со стороны России преступны. Это тривиально, и тут согласен вовсе не узкий круг, а кто не согласен, с теми я не стал бы предупреждать, что не буду разговаривать. Буртин - один из крайне немногих - действительно лишён ксенофобии. Большая часть интеллектуального евроцентристского человечества разделяется на две группы: одни говорят о войне цивилизаций, в которой либо нас победит ислам, либо мы победим ислам, и ислам - это как марсиане у Уэллса. Вторые - большая часть тех, кто защищает палестинцев, чеченцев и пр. - относятся к ним как к неразумным маленьким детям, которого надо защитить от злого дяди и позволить им влиться в наш сияющий мир, преимущества которого, конечно же, им станут очевидны, как только им их объяснят толком. Буртин пишет о другом. У него есть две темы. Первая -
У меня тут был маленький инсайт. Я как-то гулял по центру под дождем, смотрел на пустые улицы, мокрые вещи — и вспомнил, как гулял и смотрел на все это двадцать лет назад, почувствовал себя в 89 году. И отчетливо понял, как резко отличалось мое отношение к жизни и людям. Базовым отношением к жизни у меня тогда было доверие. Я вдруг ясно увидел, что произошло за последние двадцать лет: катастрофическое уменьшение доверия в нашей стране. На примере Кавказа это очень видно. Идет война, но никто не допускает возможности переговоров. Эта идея заведомо кажется наивной. Я все время сталкиваюсь с убежденностью, что люди враги друг другу. У всех низменные, противоречащие друг другу интересы. Взаимопонимание невозможно — не потому, что люди разные, а потому, что они по природе плохие, не собираются друг друга понимать. И единственная задача реальной политики — это с наименьшими потерями защитить интересы своей группы (или в лучшем, цивилизованном случае — стабильность государства). Эта норма, уверенность в том, что все плохие, и не стоит друг другу доверять — она была не всегда.
Это морок завладел мозгами страны за двадцать лет и выдает себя за здравый смысл. В 89 году мы знали, что мы — граждане одной страны, мы похожи, мы в целом хорошие люди, и мы можем вместе сделать что-то хорошее. Для нас было очевидно, что проблем, о которых нельзя договориться, нет. Я вполне понимаю, почему этот морок завладел душой страны — люди съели много говна. Но факт в том, что двадцать лет назад мы относились друг другу совсем по-другому.

Вторая -
Боевики полностью избавились от национальных идей, независимость Чечни их больше не интересует. Это был способ выжить: нельзя годами терпеть лишения, раны, перспективу скорой смерти — за такую малодостижимую абстракцию как независимость Ичкерии. А джихад — он сам по себе смысл жизни, высшая реализация. Это не абстракция, это ощущение связано со всей мусульманской системой ценностей. Я переслушал массу записей боевиков и все они говорят: я только здесь начал жить. Человек уходит в горы — и во-первых, вдруг чувствует себя свободным — ни ментов, ни проблемы денег, ничего, с чем он устал мириться. А во вторых он наконец делает то, во что верит. Боевики часто записывают видеописьма к родителям. Там всегда одно и то же: «мы же делаем то, чему вы нас учили, то, что обязан делать мусульманин; меня убьют, но вы не расстраивайтесь: главное в жизни я уже сделал…» Если люди делают то, что заложено в общественной системе ценностей, этому трудно что-то противопоставить. В отрядах партизан, в ваххабитском подполье царит братство. Можно сколько угодно называть их бандитами, шайтанами, арабскими наемниками — на российском и даже грозненском телезрителе это прокатит. Но если человек имел с ними контакт, он же знает, что там гораздо более человеческая атмосфера, чем вокруг. Победить боевиков трудно потому, что речь идет не о идеологиях или государственных вывесках — а о смысле жизни. Россия привыкла к повсеместному вранью, цинизму, тому, что люди говорят одно, а воюют за другое. Из Москвы нам кажется, что и они там на Кавказе все одним миром мазаны. Но это не так. Боевики воюют за то, во что верят, — и энергетика этого несравнима с тем, что пока может предложить Россия.
Вот без понимания этой второй стороны невозможно ничто, ни в Чечне, ни в Афганистане, ни в Израиле. Пока борьба с терроризмом будет сводиться к уничтожению террористов, их будет становиться всё больше. Только поняв их правду - понять вовсе не значит принять, и не значит, что их правда - "Правда",  - только поняв, что загоняя людей в угол, вы не оставляете им никакого выбора, и что угол - это не то, где в углу бы себя чувствовали вы, а то, что угол для них,- только тогда можно что-то изменить.
Запад (и Россия тоже) успел за послевоенное время фундаментально забыть вещь, которая была ему известна и вполне свойственна раньше: что для многих лучше умереть героем, чем жить рабом, что это естественная человеческая психология. И что если герои есть только с одной стороны, а на другой - или на другой рабы, или она вас делает рабом, и так вам кажется, или так на самом деле, - то для того, чтобы не сделать "героического" выбора, даже если в действительности обе стороны мерзки, нужно или вырасти буддистом, или иметь врождённую мудрость. На это трудно рассчитывать. Это та "интеллектуальная смелость", про которую так хорошо сказала Лилианна Маркович-Лунгина в "Подстрочнике", и которая у скольких есть? У двух с половиной человек?
Вот всё это я и не буду обсуждать, я просто хотел, чтобы это было высказано.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments