А вот когда одной стороны нет...
Что происходит, когда нет (не может проявиться) консервативная сторона, мы знаем очень хорошо. Происходит коммунистическая, нацистская, муссолиниевская или исламская революция. (То, что муссолиниевская и исламская рядились в консервативную одежду, не должно обманывать: "назад на тыщу лет" - это революционный лозунг, а не консервативный). Со всеми вытекающими.
А вот что происходит, когда нет (не может проявиться) прогрессистская сторона, каждый раз забывают. Потому что следствия не менее чудовищны, но тихи. Нету литавров и знамён. Есть - гибель той цивилизации, которую как раз консерваторы и хотят сохранить. Не умеет цивилизация сохраняться в консервной банке.
Когда Герцен плох (вариант: лично хорош, но видел бы, к чему его слова привели, молчал бы в тряпочку...), а хорош Столыпин, когда высовывающиеся подозрительны, омерзительны и во всяком случае "знают, на что идут", так что чего жалеть-то, когда каждый, кто высовывается, покушается на моё личное жизненное равновесие, за которое я зубами! -
- те, кто побеждают, уже проиграли. Свою личную жизнь, независимо от того несомненного факта, что они проиграли жизнь своей цивилизации. Они мостят ежедневно путь тем, кто их сотрёт.
Впрочем, их уже и так почти стёрли. Они и так уже не знают, что делать, если вдруг настигает болезнь или потеря работы, потому что их жизненная политика и привела к тому, что выпал - пропал.
Сколько лет люди удивляются - почему никто не сопротивлялся сталинским арестам (а ведь той тысячной доле процента, которые сопротивлялись или бежали, иногда удавалось! Против заведомой смерти!), почему евреи шли как овечки в газовые камеры,
сколько лет люди слушают со сцены "шагают бараны в ряд, бьют барабаны, шкуры на них дают те же бараны",-
и ничего. Никакого урока.
Точнее, никакого урока в определённой части мира.
Тут уже не надо быть Вандой.
ЗЫ Что такое человек центра? Это тот, кто будет левым, если вокруг слишком много правых, и будет правым, если слишком много левых. Нет необходимости, чтобы все были людьми центра. Есть необходимость, чтобы они были. Их в России нет.