Вот раз:
via
Журнал «Источник» №3, 1998 г.
Краткая записка Ф.Э.Дзержинского, в 1923 г. члена ЦК ВКП(б), председателя ГПУ при НКВД РСФСР и наркома путей сообщения.
В ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б) "5 августа 1923 г."
...Из своего опыта на транспорте должен сказать, что спецы оставшиеся у нас самые худшие, без инициативы, без характера. Тянут лямку, чтобы жить. Самые лучшие, подвижные и инициативные у нас спецы это полученные нами и почему-либо не расстрелянные – от Колчака, Деникина и Врангеля.
Ф.Дзержинский
АП РФ. Ф. 3. Оп.27. Д.37. Л. 20. Заверенная машинописная копия.
Второе - длинный текст письма Сталину некоего художника Вунцена, приведённый в посте
Я его приведу тут полностью, но большую часть под катом. Служебная записка по этому поводу, адресованная Ворошилову, и ещё одна - ответ заместителя Министра внутренних дел Рясного - тоже приведены в посте
Так вот:
Уважаемый Иосиф Виссарионович!
Обращаюсь к Вам с большой просьбой, как к человеку очень глубоко мыслящему и с большой эрудицией.
Вопрос этот волнует многих художников...
Я люблю городской пейзаж, хороших городских пейзажей у нас мало - в живописных произведениях. Часто брожу по московским улицам; переулкам, созерцаю, восторгаюсь... Прекрасны московские пейзажи зимой. Как художник, живущий в Москве, люблю Москву, Московскую архитектуру - улицы и переулки, то окутанные какой -то дымкой, то освещенные ярким московским солнцем. В моменты пассивного созерцания возникает у художника страстное желание воплотить на холст в красках эти прекрасные образные Московские пейзажи, хочется не пассивно созерцать их, а в творческом процессе. Запечатлеть их в живописи, продлить их жизнь настоящего момента на несколько десятков или сотен лет.
Но, увы, это открыто невозможно делать, потому что не разрешено писать с натуры открыто живописные картины с изображением отдельных мест на московских улицах или переулках с интересными архитектурными зданиями, в сочетании с деревьями и окутанные Московским воздухом, обязательно рискуешь быть задержанным, как преступник, и отведен в милицию или в НКВД...
Быть может это происходит еще из-за того, что малокультурный, малокомпетентный или просто невежественный работник из низшего состава милиции или НКВД, не разобравшись в сущности дела, зачастую и не желает разобраться. Срывает творческое рабочее время художника, усматривая в художнике чуть ли не шпиона или диверсанта, за то, что он пишет масляными красками какой-либо этюд городского пейзажа...
Мне не приходилось слышать или читать из историй войн, чтобы живописные картины художников были бы использованы какими-либо врагами как ориентировочный материал для военных нападений, для диверсионных целей, планов или тому подобное: материал слишком громоздкий, неточный, неудобный. Для военно-шпионских или диверсионных целей имеется куда более совершенные, точные и удобные материалы: точные планы, точные фотоснимки, аэрофотоснимки и др...
На основании вышеизложенного прошу дать мне какое-либо авторитетное разрешение на право писать картины-пейзажи с натуры...
Вуцен Альберт Иванович 31 января 1947 г.
Мне, конечно, могут сказать "что это Вы о Сталине - Сталина-то уж не будет!" Не будет. Это верно. Я, однако, помню, как жил я на первом этаже на ул. Вс. Вишневского в городе Ленинграде, на Петроградской стороне. В шестидесятых. Напротив стояли развалины ПТУшного общежития: начали ломать и бросили. Живописные такие. Вдруг слышу возбуждённые голоса. Выглядываю - двое сознательных граждан сдают милиционеру художника, который пристроился в подворотне и малевал акварелью эти развалины. Потому что нефиг. "Чтоб закаялся // нашу Родину с подниза копать". Ну да эта тема и у Галича, и у Высоцкого, и в народном творчестве... Художника милиционер увёл - вряд ли его посадили, конечно, в шестидесятые-то. Но сдать - сдали.