Бегемот средних широт (bgmt) wrote,
Бегемот средних широт
bgmt

верно и хорошо сказано

Пост в ru_classical, by pollak:

Анализируя глубокую тоску, оставшуюся в душе от одного конкурса исполнителей
Я, видимо несовременно, считаю, что в музыке есть смысл, не записанный в нотах. Наверное это уже устаревшая концепция. Был когда то такой авангардный театр, в котором актер выходил на сцену и ровным голосом похожим на механическую тетку из старой службы точного времени без малейшей интонации произносил монолог "Быть или не быть" . Но то, что для театра было маргинальным авангардом в музыке стало мейнстримом - пианисты просто нажимают клавиши в той последовательности, в которой указал Шопен, понятия не имея о том, что вообще такое романтизм, какой месадж он в себе содержит и т.д . В век виртуозов это смысл понимали более или менее все, вопрос был только в том, кто его лучше выразит. В наше время, как мне кажется, понимание смыла постепенно утрачивается, в то в ремя как виртуозность, благодаря новым педагогическим технологиям , похоже, будет продолжать расти. Не это ли имел в виду Курехин, когда говорил о "мертвом академизме"? Я решительно предпочту музыканта, понимающего , что он играет, но делающего при этом ошибки "музыкальному автомату-виртуозу" , который не делает ни одной.Может быть педагоги уже не считают своей задачей передачу этого смысла своим студентам, а учат их быстро перебирать клавиши и орудовать смычком? Это ужасно, поскольку только для очень маленького числа произведений (Фантастическая симфония, Петя и Волк) этот смысл записан словами (да и тот ли еще это смысл?) , и, следовательно другого канала его передачи кроме как от музыкального педагога к студенту не существует.
=============================

Я (как слушатель, а не исполнитель), естественно, не согласен с последней фразой. Другой канал есть - вообще учить тому, что в искусстве есть смысл. Можно этому учить даже не говоря об этом прямо, и никакого формального обучения для этого не нужно. В более широком контексте этот пост - протест против наших постмодернистских времён, хотя, может быть, автор его даже и не знает ничего про постмодернизм. (Пусть он меня простит, если я ошибаюсь).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • память и плохие стихи

    В шестидесятых, курсе на втором-третьем, я запойно ходил на Сомова. Сомов был чтец, он читал переводную поэзию. Очень часто либо просто не…

  • весна

    Я тут писал, что бурно цветут деревья в городе и в лесу. К сожалению, я ошибся, для леса рано, как мне верно заметила Ekaterina Amerik. То, что я…

  • Ицхоки

    Мне было интересно. Правда, я бы задал много других вопросов, но это уже придирка.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments