Она забыла написать одну вещь. Там сначала - мы б, может, даже и не зашли б, если бы мудрый служитель нас не послал туда настойчивым советом - крутят фильм, на двух боковых стенках и на широкой центральной. Сам Щукин, говорящий по-французски с лёгким акцентом, очень похожий на свои портреты. Очень симпатичный. Рассказывает, как, приехав сначала в Париж по делам своей текстильной мануфактуры, стал покупать картины. Как ему говорили, что он дурак. И как он всё равно покупал Матисса. И как он сказал Матиссу, что вот это вот, в синем, хорошо бы было, наоборот, в красном; а Матисс сказал "да ладно, пущай", и мы теперь смотрим на него в красном. И как в околотанцевых картинах русская публика была неготова смотреть на - ужас - половые признаки! - и он кого-то попросил их деликатно сделать менее видимыми, а Матисс тоже сказал "да ладно, пущай". И стало можно картину выставлять. А потом начинается нестройный хор, иногда с секундным отставанием между двумя боковыми экранами, всяких дейтелей революционного искусства. По-русски, с субтитрами. Очень, очень убедительно. Особенно там хороша неизвестная мне Попова (несколько её картин есть на верхнем этаже, по-моему - гадость), экзальтированная пламенная революционерка, искусство народу, ткацкие фабрики, стены, заводы; но и всякие Татлины с Родченками тоже говорят (и я думаю, что это цитаты из правды жизни) почти то же самое. Очень убедительный контраст со Щукиным. Короче, хорошо сделали фильм. Совместно с французами или прямо приезли - не знаю, интересно было б узнать.
UPDATE
Оказывается, это сделал Гринэуэй с (неизвестной мне) Саскией Боддеке:
Я плохо относился к Гринэуэю после попытки посмотреть "Повара", но могу теперь пересмотреть и фильм, и отношение. Спасибо