Бегемот средних широт (bgmt) wrote,
Бегемот средних широт
bgmt

Categories:

Интервью с Иоселиани

Под катом - интервью Иоселиани из "Русской мысли". Оно мне понравилось меньше, чем хотелось бы, но всё же интересно, по-моему.

Иоселиани: "Когда мне становится печально, я возвращаюсь в Грузию"
Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

- Случаются ли у вас, прожившего в Париже более 20 лет, приступы ностальгии?
- Ностальгия - это болезнь. Настоящая болезнь, поражающая людей, потерявших всякую надежду вернуться в родные края. Особенно этим страдали люди первой послереволюционной эмиграции - Шаляпин, Рахманинов, Мозжухин, Вера Холодная, Стравинский, Бердяев, Гончарова, Михаил Чехов, Врангель, Струве, российское и грузинское офицерство, интеллигенция и простые люди. Но времена изменились, и так называемая "третья волна" эмиграции покидала Советский Союз с чувством радости и облегчения, и никакой тоски по родине не испытывала и не испытывает. Впрочем, это касается и послевоенной эмиграции - тех, кто были в плену, в концлагерях и, разумно поступив, отказались вернуться обратно. Для этих людей родина, какую они знали, не вызывала никаких дорогих сердцу воспоминаний. Я же, поскольку никогда не эмигрировал, когда мне становится печально, возвращаюсь в Грузию... и каждый раз надеюсь обрести то, чего, к сожалению, уже нет.
- И печаль сразу проходит?
- Печаль охватывает меня именно в сегодняшней Грузии и в России. Та атмосфера, в которой я рос, воспитывался и зрел, исчезла, и, пожалуй, навсегда. То, что я сейчас там наблюдаю, вызывает у меня глубокое уныние. Мои же друзья - "иных уж нет, а те далече". А мне невозможно представить себе Петербург без Бродского и Довлатова, а Москву - без Миши Вольпина, Коли Эрдмана, Тбилиси - без Мераба Мамардашвили и многих моих друзей, ушедших из жизни.
- Ностальгия возникает у людей еще и с возрастом...
- Да, она связана с нашей молодостью, которую, увы, уже не вернешь. Для моего поколения ситуация в СССР была тяжелой, но нас, некоррумпированных, было много. Мы жили в атмосфере солидарности, наша жизнь была полна волнующих событий и сопровождалась одним немаловажным феноменом - испытанием на стойкость.
- Это относится и к Госкино?
- Исчезновение этой отвратительной организации все-таки вызывает у меня некоторое сожаление, потому что исчезло то, чему весело было сопротивляться. Во всяком случае, наши отношения с администрацией и с цензурой были ясными и четкими. Мы прекрасно знали, кто из членов руководства Госкино является человеком сравнительно порядочным, а кто - нет.
- В России многие ностальгируют по советским временам...
- Есть ностальгия по жизни на подачках. Многие люди думают, что раньше было лучше, потому что спички стоили одну копейку. Я не разделяю такого рода печали, потому что считаю, что мы жили в огромном концлагере. И ничего хорошего в этом не было. Кстати, странным образом люди, вернувшиеся из лагерей, тоже испытывали ностальгию по ГУЛАГу.
- Не возникает ли у вас того, что называют ностальгией по будущему? Кому-то, наверное, повезет увидеть небо в алмазах...
- Эта мечта о светлом будущем вызывает у меня большую неприязнь и подозрения. В эпоху декабристов интеллигентные люди мечтали о том, что "взойдет звезда пленительного счастья", но она, как видите, так и не взошла. Ну, а на Руси гоголевские времена продолжаются и поныне. По-прежнему этот народ не может избавиться от гнетущего наследия, которое сопровождает его издревле. О каком будущем можно мечтать, если президентом этой огромной страны является бывший кагэбэшник, у которого тоже ностальгия - по мерзкой мелодии гимна СССР?! Хотя, наверное, он под тяжелым прессом и не сам принимает те безумные решения, которые кончаются полным крахом, а принимают их те, кто стоит за его спиной, - существование тайной организации КГБ, которая хуже иезуитской, висит тяжким гнетом над нашей несчастной страной. Поэтому я не вижу, какое светлое завтра грядет нашим детям. Будут тот же "Город Глупов", "Мертвые души" и тот же "Ревизор". И фраза Пушкина: "Черт меня дернул с умом и талантом родиться в России" - еще долгое время будет повторяться моими коллегами, что, очевидно, резонно. В самом начале прошлого века возник в этой дикой стране тонкий слой интеллигенции, а вместе с ним и надежда, что в России что-то хорошее произойдет. Но по старой российской традиции вскоре все было разрушено, разграблено и испохаблено, и этот хрупкий слой развеялся -исчез.
- Вы человек разносторонних талантов - закончили музыкальное училище, учились в МГУ, стали математиком, но в конце концов выбрали кинематографическую стезю. Вам не приходилось порой жалеть о сделанном выборе?
- Во всяком случае, выбор был опасный для тех времен. Я, видимо, не совсем отдавал себе от чет, что такое быть кинематографистом в этой стране. Кино у нас существовало исключительно для пропаганды советского образа жизни. Но так случилось, что в дни моей молодости, после XX съезда, произошли небольшие, но знаменательные изменения - появились Михаил Калатозов с несколько голливудским, но все-таки фильмом "Летят журавли", Григорий Чухрай со странным и наглым "41-м", Марлен Хуциев с фильмом "Застава Ильича", который быстренько придушил сам Хрущев. Затем - Андрей Тарковский, Глеб Панфилов, Георгий и Эльдар Шенгелая, Тенгиз Абуладзе. Стало чуть легче дышать. Возник обмен идеями со зрителем. Мне повезло, ибо если бы продолжались старые времена, то о выборе пришлось бы пожалеть. Мы не могли одни, своим упорством пробить бетонную стену в подцензурном нашем кинематографе. Но фокус в том, что люди, призванные беречь "идеологическую" чистоту, в свою очередь тоже были подавлены системой. Поэтому кинематограф конца 60-х и начала 70-х годов есть продукт общих усилий - и их, и наших. Усилий общества, которое устало от лжи.
- Но именно тогда из страны уехал Андрей Тарковский...
- Эмиграция Тарковского на Запад для меня была неожиданностью. Он мог оставаться жить в России и работать на Западе, но надо учесть, что Андрей жил в Москве рядом с самым свирепым организмом, каким являлось Госкино. Я уехал во Францию из Грузии, мне было легче не эмигрировать, хотя в Москве власть предержащие меня к этому толкали И каждый раз, когда я возвращался в Москву, сняв очередную картину, мое возвращение вызывало зубовный скрежет у начальства -на моем месте все они остались бы на Западе.
- Жаль, что Тарковский не был грузином...
- Жаль, что он работал в Москве. У Тарковского было к тому времени такое имя и положение что запретить ему снимать фильмы за границей уже было немыслимо. Но вот он взял и эмигрировал. Возможно, что он просто не захотел делить свои доходы с "Совинфильмом". Когда я вернулся, то тоже без особого удовольствия отдал Госкино заработанные мною деньги - это было правилом игры.
Кстати, Андрей снял в Италии "Ностальгию". Слово это в Европе переводится неточно. Для нас - это тоска по родине, а на Западе - просто печаль или грусть. Нет у них и понятия "тоска", когда человеку хочется выть от безысходности.
- Год назад вы мне рассказывали, что хотите снимать комедию о том, какую радость испытывает человек, вступив в партию, или в мафию, или в религиозную общину. Подчинившись каким-то уставам или правилам, сняв с себя ответственность, он вдруг испытывает облегчение оттого, что шагает со всеми в ногу. Этот проект реализуется?
- Я его осуществляю. Это явление подчинения личности коллективу я намерен рассматривать с разных сторон. Когда человек поступает в монастырь, вступает в тайную организацию или в секретные службы, он оказывается в тюрьме. Я хочу сделать фильм о том, как человек пытается от всего этого избавиться, избавиться от диктата коллектива, мафии, партии, банды - послать всех к черту!
- Помните байку про Мастроянни, которому Феллини предложил сыграть в "Сладкой жизни"? Актер с важностью поинтересовался: "Могу ли я ознакомиться со сценарием?" Приняв серьезный вид и приготовившись к чтению, Мастроянни открыл врученную ему папку, в которой лежал рисунок Феллини. "Я нарисовал человека, которого ему предстояло сыграть, каким его видел, - вспоминал Феллини. - Он был один в лодке посреди океана, член его свисал до самого дна, а вокруг плавали обворожительные сирены". "Мне понравилась роль, я согласен", - ответил актер, который с тех пор больше никогда не просил показывать ему сценарии.
- Однако у Феллини были многочисленные сценаристы, в частности Тонино Гуэрра, с которым они написали "Амаркорд". Он всерьез работал над сценариями, но потом многое менял.' Тексты со временем устаревают, и поэтому я предпочитаю нарисованный проект фильма. Например тот, который я буду снимать, уже целиком нарисован. Мы работали над ним с Наной Иоселиани и Нугзаром Тариелашвили, и это уже наш пятый совместный труд. Мы с Тарковским в свое время соревновались в том, у кого в фильме будет меньше склеек между кадрами. Андрей в последнем своем фильме дошел до 200 при обычной норме 800-900. Я в последнем моем фильме ухитрился сделать 163 склейки. На этот раз в проекте у нас 210 листов, посмотрим, сколько планов останется.
- Вы не любите приглашать на свои фильмы звезд, которые, по вашему мнению, их разрушают. И вы никогда не позовете ни Николь Кидман, ни Жерара Депардье, ни даже Олега Меньшикова?
- Физиономии Депардье или Денёв маячат в стольких лентах, что если я буду с ними работать, то получится не мой фильм, а колье для того или иного актера. А знаменитости легко могут разрушить фильм, потому что их физиономии ассоциируются с многими ролями, которые они сыграли в предыдущих картинах.
- Вы бы согласились снять картину для Голливуда, если бы он предоставил вам карт-бланш и кучу денег?
- Такого не бывает. Единственный был прецедент с Орсоном Уэллсом: он поставил условие своим продюсерам, что никто из них не будет входить к нему на съемочную площадку. Так он снял "Гражданина Кейна" вольно и секретно. Сегодня этот номер у него бы не прошел.
- Вы считаете Голливуд худшей из всех существующих в мире систем?
- Он даже хуже индийского кинематографа, который хотя бы делается для многомиллионного народа, любящего мечтать о красоте и благополучном разрешении самых ужасных драм. Голливуд настолько перевоспитал зрителя во всем мире, что места настоящему кинематографу осталось очень, очень мало. А ведь во Франции было удивительное, чудное кино - Жан Виго, Жан Ренуар, Рене Клер, Марсель Карне, Абдель Ганс. Нынешнее поколение начисто лишено возможности смотреть эти ленты. Поэтому такой кино-делец, как Люк Бессон, осмелился снять заново фильм "Фанфан Тюльпан" лишь потому, что старой ленты Кристиан-Жака с Жераром Филипом и Джиной Лоллобриджидой никто из нового поколения французских зрителей не видел. Молодежь хлынула смотреть эту подделку. Увы, она соответствовала нормам, привитым зрителю Голливудом.
- А если бы вам предложили поработать в России?
- К сожалению, в России сегодня можно снимать кино печальное, а я хочу делать комедии. То, что происходит сегодня в России, скорее мрачно, чем смешно.
- Телеэкранизация приняла в России беспрецедентные масштабы. После "Идиота" вышли "Московская сага", "Дети Арбата". Готовят "Мертвые души", "Доктора Живаго", "Мастера и Маргариту". У вас не чешутся руки отснять какой-нибудь сериал, чтобы показать, как это надо делать?
- Если кинематограф - это вид искусства, то он ни в коем случае не должен иллюстрировать произведение другого вида искусства.. Когда книга хорошая, ее надо читать, а любая экранизация уродует текст - даже если это хорошо сделано.
- Наши критики предсказывают возрождение российского кинематографа. В прошлом году на экраны вышли несколько хороших работ, включая "Свои" Дмитрия Месхиева. Есть ли, на ваш взгляд, какие-то проблески на российском горизонте?
- Я бы очень хотел их заметить, но пока мне в поле зрения ничего не попало. Ну а фильмы жестокие или карикатурные о том, как мы живем, не вызывают у меня особой радости. А если она не возникает, когда знакомишься с произведением - будь то кино или книга, то происходит конфуз. А радость мне доставляет читать, например, книги Володи Войновича...
- Но это уже литература...
- Это результат наблюдений и размышлений: Аксенов, Битов, Женя Попов, Петрушевская - сегодня их не так уж много. Их книги помогают нам не чувствовать себя одинокими. Когда мы разделяем взгляд на окружающий нас мир, который поэт или философ нам предлагает, это всегда радостно.
- Во Франции вам иногда приходится играть роль тамады?
- Нет, я этого терпеть не могу. Этот национальный обычай в большевистские времена попросту превратился в инструмент лести. Т.о. древняя традиция лишена в наши дни поэзии и живой мысли. Поэтому слушая витиеватые славословия, следует подозревать, что цель их в основном -восхваление людей, от которых многое зависит для тех, кто изощряется в "искусстве" тоста.
- Застолья как стиля жизни во Франции не существует?
- Во Франции сидеть за столом означает вкушать: французы очень серьезно относятся к гастрономии, и вино не играет той роли, какую оно играет в России или в Грузии, как средство, освобождающее нас от печали. Вино во Франции исполняет чисто гастрономические функции, оно сопровождает пищу. Только самые отчаявшиеся люди и небольшой слой населения - клошары и бомжи - потребляют его, чтобы забыться.
- Связи Грузии и Франции имеют давнюю историю. Александр Дюма во время путешествия в Грузию перепил всех грузин.
- Не думаю, что он имел серьезных оппонентов в питье. Я знал композитора Резо Лагидзе, который мог выпить ведро вина. Таким же был актер Давид Абашидзе. Но пить много вина в Грузии всегда считалось неприличным. Поэтому я не могу представить себе, с кем Дюма мог так соревноваться.
- Французы - народ поразительно рациональный, который кажется антиподом грузинам. И как вам удается уживаться с ними?
- Как и в России или в Грузии, здесь можно найти достойных и приятных людей, умных и тонких собеседников.
Tags: Иоселиани, кино
Subscribe

  • тот же лес, через неделю, т.е. вчера

    Сегодня, лес Рамбуйе. Пожалуй, самый красивый день. Куда ни посмотришь, в каком масштабе ни возьмёшь. Пошли-то мы за грибами, и грибов…

  • Лес РамбуЙе, неделю назад

    Суббота, лес Рамбуйе. Грибов в самую меру: на суп из белых и на жарку достаточно, даже чтоб быстренько посолить и через неделю съесть вполне…

  • перепост из ФБ

    Татьяна Мэй (ФБ, 18 октября) · Вот этого я у Альфонса Мухи не видела. Для Международного общества помощи голодающим России…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments