Бегемот средних широт (bgmt) wrote,
Бегемот средних широт
bgmt

Category:

"как украсть миллион"

Originally posted by alexander_pavl at Похититель шедевров
Стефан Брайтвизер (Stéphane Breitweiser) в апреле этого года снова арестован.
Возможно, вы не знаете его имени, но в мире изящных искусств он более чем известен. Это самый активный и удачливый похититель живописи и предметов искусства нашего времени. Очень странный человек.
Начать с того, что он родился в Эльзасе в 1971 году. Этим в наше время никого удивить невозможно, как и тем , что дед его был известный живописец академического толка, рисовавший в основном пейзажи. Может быть, не все, родившиеся в Эльзасе в 1971 году, имеют подобных предков, но само по себе это обстоятельство не слишком выдаётся из общего ряда повседневности. То, что родители Стефана непрерывно ссорились, наконец, разошлись, и отец забрал из дома всю принадлежавшую ему антикварную мебель и художественные объекты, оставив жену и сына в спартанской обстановке мебели «Икея», тоже ничего из ряда вон выходящего нет. Удивительней же всего то, что юный Брайтвайзер вознамерился восстановить обстановку своего счастливого детства. Хотя бы иллюзорно вернуться в потерянный рай картин, изящной мебели и эстетизированной повседневности.



И для этого он начал похищать объекты искусства в музеях, на выставках, аукционах и в частных коллекциях. Кражи совершал Стефан Брайтвайзер не для обогащения, а для своей собственной коллекции и потому поймать его было практически невозможно. Дело в том, что полиция (Интерпол, в частности) крайне редко следует заветам Шерлока Холмса, всецело полагаясь на методику Видока, то есть на случайные совпадения, оплошности преступников и предательства, доносы из преступной среды. Но Братвайзер не совершал оплошностей, а с преступниками не общался принципиально, ибо брезговал. Проследить его по продажам краденного тоже было практически невозможно, потому что самые дорогостоящие «приобретения» он оставлял себе. Таким образом с 1992 года, с тех пор как ему исполнилось девятнадцать лет, он похитил около трёхсот художественных объектов на сумму более 20 миллионов евро, но вёл скромный образ жизни, даже не думая обогатиться.
Крал Братвайзер исключительно шедевры, пренебрегая обычной для коллекционеров искусства практикой глядеть сперва на этикетку с именем художника и провенансом, его руки тянулись только к тому, что ему действительно нравилось, а эстетический вкус у него за долгие годы краж сформировался безупречный, как сказал об этом на суде Жан Лоренц, директор Musée d'Unterlinden в Кольмаре, Франция .
Интересно, что идею краж подал ему полицейский офицер, шеф секьюрити в аэропорту Базеля. Мальчишка хотел поступить работать охранником, потому чтотам требовались молодые люди, бегло владевшие французским и немецким языками, но месье Мартинец объявил, что воров на работу охранников они не берут. Потрясённый Стефан Брайтвайзер поинтересовался, почему его оскорбляют, называя вором, и в ответ услышал, что несколько лет назад, ещё школьником, был задержан в супермаркете при попытке стащить видеокассету с фильмом Феллини. Сам он об этом случае начисто забыл, тем более, что ему пообещали не заводить на него личного дела. «Что же мне теперь делать? – спросил Брайтвайзер. – Теперь это клеймо так и будет на мне стоять?» «Что тебе делать, малыш? – усмехнулся полицейский офицер. – Воруй. Ты уже начал этим заниматься». Два месяца спустя Стефан Брайтвайзер совершил свою первую кражу, похитив в швейцарском замке Gruyères женский портрет, в стиле Рембрандта, работы Христиана Вильхельма Дитриха, довольно известного художника XVIII века.



Кражи Брайтвайзер совершал главным образом из музеев, так как частные собрания охраняются всерьёз, а государственные и мунициальные музеи, как выяснилось на следствии в 2005 году (и это вызвало большой скандал), практически не охраняются, ибо ответственные за безопасность национальных сокровищ лица попросту присваивают выделенные на охранное оборудование деньги.
Но самую дорогую кражу Стефан Брайтвайзер совершил не в музее, а на аукционе Кристи, прямо посреди толпы посетителей, охранников и сотрудников аукциона! Он украл выставленный для продажи портрет Сибиллы Клевской работы Лукаса Кранаха, стоимостью в 7,3 миллионов евро . Такова цена на 1995 год, а сейчас она примерно в три раза выше.
В 2001 году году его взяли, когда он наконец-то совершил оплошность. Его подвёл собственный перфекционизм. Через два дня после кражи средневекового охотничьего рога в Музее Рихарда Вагнера в Люцерне он вернулся на место преступления, чтобы замести следы – стереть отпечатки пальцев со стеклянной витрины. И попался.
Когда его мать узнала, что её сын арестован и за что именно он арестован, она помчалась к нему на квартиру, изрезала в клочья и выбросила в мусорный бак примерно 60 картин, в том числе Клода Моне, Буше, Ватто, Питера Брейгеля Младшего и Квентина Массейса. И знаменитый «Бал обезьянок» Тенирса. Затем свалила в багажник автомобиля всё, попавшееся на глаза, отвезла к каналу Рёна-Райн километров за сто и свалила в воду.
Когда Стефан узнал об этом, с ним случалась истерика. Позже, в камере, он попытался покончить с собой, но его жизнь удалось спасти.
Часть выброшенных в канал артефактов тоже удалось спасти – благодаря случайности. Прогуливавшийся вдоль канала пенсионер внезапно с удивлением увидел под водой блистание золота Нибелунгов. Он не поленился вытащить из воды несколько раритетов и оповестить полицию. Со дна канала и со шлюзовых решёток извлекли 110 предметов искусства, в том числе уникальные кубки XVI века, изготовленные дрезденскими мастерами из кокосовых орехов и уже оплаканные искусствоведами мира.



Стефан Брайтвайзер был осуждён на три года, с ним вместе его подруга Анна-Катерина, помогавшая ему в кражах, и его мать, обвинённая в вандализме. За примерное поведение Стефан был выпущен досрочно и тут же опубликовал книгу «Признания похитителя произведений искусств» (по-французски и по-немецки название его книги звучит вполне вменяемо, но на русском языке, увы, нет таких слов, чтобы внятно перевести). В своей автобиографии он подробно описал все свои кражи, попутно объяснив, по каким критериям выбрал тот или иной объект. Книга напоминает помесь криминального романа с каталогом изысканнейшей коллекции. Чтение, что и говорить, изнурительное, но оно того стоит.
Некоторое время он вёл себя примерно, но через пару лет сорвался с катушек и принялся за старое – с тем же безупречным вкусом и с той же предельной осторожностью.
Но Стефан Брайтвайзер уже отмечен железной рукой юстиции, и посему был вычислен по почерку и взят. На квартире у него найдено более 30 похищенных произведений искусства.



Какой же отсюда следует вывод? Честно говоря, извлекать мораль из истории, более напоминающую «Ночную вазу с цветочным бордюром» Альфреда Бестера, чем «Аферу Томаса Крауна», мне не хочется. Всякий, по-моему, может отсюда извлечь мораль на свой личный вкус.
Tags: искусство, нравы, перепост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments